Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению загадки
подростковой агрессии. Но до сих пор ощущается недостаток в практических программах по её
профилактике. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю
изучении. Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны
имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в
когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И.
Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология исследует подростковую агрессию и
связывает это с изучением социальных и психологических черт, куда входят их потребности,
нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В.
Тачиной мн.др.
2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения
В переводе с латинского слово «агрессия» обозначает "нападение". Под термином "агрессия"
понимаются множество проявлений . Это явление связывается с отрицательными эмоциями, с
отрицательными мотивами, с отрицательными установками, разрушающими действиями.
Психология агрессию расценивает как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах,
фантазиях, с целью подчинения себе людей. Направленность такого рода универсальна, и данная
дефиниция в основном нейтральна. Агрессивность является положительной, если это способность
выжить. Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии –
это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим
подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне -
это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (ауто агрессия) .
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С
точки зрения обыденных представлений агрессия и насилие рассматриваются преимущественно в
следующих аспектах:
1. Ситуация, в которой отмечается явное (криминальное) насилие, представляющая собой
преступное деяние, направленное против личности или социальной группы и причиняющее
физический вред. В данном аспекте, как правило, внимание уделяется ситуации в мире, в стране,
в регионе и часто сравниваются такие показатели, как динамика и уровень насилия.
2. Выявление структуры насилия, мотивов насильственных действий, характеристика
субъектов, совершающих насильственные деяния. В данном аспекте обсуждаются в основном
условия, в которых происходило формирование личности, психологические особенности, которые
могут привести к развитию агрессии.
3. Агрессия и насилие как допреступная форма поведения, являющаяся основой для
развития субъекта как будущего преступника. В данном аспекте речь идёт о проявлениях насилия
и агрессии в подростковой среде, личностных особенностях лиц, склонных к агрессивным
проявлениям, причинах возникновения различных форм деструктивного поведения .
Большой опасности подвергаются люди, когда агрессия направлена на них. По определению А.
Бандуры и Р. Уолтерса такая агрессия носит название асоциальная, и связана она с социальнодеструктивным действием, поэтому результатом их может быть разрушение субъекта,
имущества, но не всегда это преследуется органами закона .
1.2. Причины агрессивного поведения девиантных подростков
Причины, порождающие агрессивное поведение, разделяются на две большие категории – это
наличие общественного и биологического фактора в функционировании субъекта. Ряд данных
факторов оказывает прямое или косвенное действие, вместе с тем, прямая зависимость
отрицательных последствий и поведенческих характеристик субъекта не наблюдается. В связи с
этим по исследованиям авторов Муратовой И. Д., Сидорова П. И. можно выделить 3 генеральных
3
фактора, которые описываются в качестве биологического, психологического и социального. Для
подросткового агрессивного поведения характерно проявление этих трёх факторов в виде
общественного проявления черты характера; в качестве недостатков культуры – как тенденция
отрицать, а так же как особенности высших психических функций. У подростков есть наличие
противоречий между общественной нормой и личностью, что проявляется как демонстрация
несогласия по ряду правил, как недовольство общественными требованиями по отношению к
учащимся; как демонстрация антиобщественного поведения .
1.3. Особенности социально-психологической профилактики агрессии девиантных подростков
При коррекции агрессии у девиантных подростков необходимо начинать с профилактических
мер.
Чтобы организовать всеобъемлющую профилактику нужно в первую очередь представлять
проявление всех возможных отклонений. Далее происходит выявление и теоретическое
обоснование условий жизнедеятельности, необходимо знать о психическом развитии, что в
совокупности может исключить зарождающиеся любые девиации. Затем необходимо идти по
пути реализации условий жизнедеятельности, позаботится о психическом развитии, которые
исключают появления любых видов агрессивного поведения. Здесь стратегия профилактики –
групповое профилактирование . Индивидуальное профилактирование предполагает построить
профилактику, учитывая личностные особенности подростка. Здесь возникает необходимость
организовывать исследование ряда особенностей психологии всех ребят с целью выделения
групп подростков со склонностью к разнообразным видам отклонений, упреждая их развитие. Что
касается третьей стратегии, то здесь речь идёт о профилактике отклонений в ранние стадии
зарождения агрессивного поведения, она ещё носит название стратегия быстрой реакции.
Конечно, более ранняя профилактика даёт больший эффект.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ
ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Исследование агрессивности подростков с девиантным поведением
По результатам анализа документов было выяснена следующая информация о девиантных
подростков. Подростки с агрессивным поведением имеют компьютерную аддикцию (10%),
сквернословят, систематически нарушают дисциплину в школе, устраивают драки со
сверстниками (10%).
Далее по результатам анализа документов рассмотрим особенности семейной ситуации.
Преобладают семьи с одним родителем (80%), у 20% подростков семья состоит из трех человек
(кроме матери есть сиблинги). Социально-культурный уровень семей низкий. У 75% родителей
подростков с агрессивным поведением не имеют образования выше среднего, у остальных 25%
родителей образование средне-специальное. Условия проживания таких семей играют важную
роль в жизни подростков. По данным документов мы выяснили, что 45% семей проживают в
4
однокомнатной квартире, 35% семей проживают в комнате в общежитии и 20% семей проживают
в съёмной комнате.
2.2. Разработка психокоррекционной программы с целью снижения подростковой агрессивности
Анализ литературы показал, что социально-психологическая профилактика агрессивности
подростков включает социальный, педагогический и психологический аспекты. В связи с этим, в
программу профилактики они были включены, подключив семью подростка. Так, социальный
работник включал подростков в активный поиск трудовой занятости, различных кружков
дополнительного образования, внеклассной деятельности, проводил индивидуальные беседы с
подростками отдельно и в кругу семьи, проводил работу с семьёй, подсказывая им наиболее
эффективные формы занятости детей, то есть всячески поощрял их активность к продуктивному
образу жизни и вхождения в новый социум. Педагоги, так же используя воспитательные меры, со
стороны обучающего процесса делали акцент на индивидуальный подход в обучении, целью же
стало расширение ЗУН, накапливаемых подростком, педагоги так же информировали семью обо
всех достижениях подростка и побуждали её к активному содействию.
Результат психодиагностики черт личности, ведущих к агрессивности подростков, выявил, что
основными проблемными зонами агрессивных подростков являются: высокое внутреннее
напряжение, возбудимость, доминированность; наличие обиды, раздражения, физической
агрессии, подозрительности; тревожности.
Для преодоления агрессивного поведения у подростков нами была составлена и апробирована
программа социально-психологического тренинга личностных особенностей подростков,
способствующих нивелированию их агрессивности, включающая систему игровых упражнений
Ю.Г. Коноваленко, А. В. Мельникова .
Психокоррекционные занятия проводились дважды на неделе по 1 часу, на протяжении 5 недель
на базе СОШ (всего 10 занятий).
Цель программы: изменение личностных особенностей подростков с агрессивным поведением.
В связи с полученными результатами диагностики нами выделены основные задачи:
1. Снижение степени внутреннего напряжения, возбудимости, доминирования; снижение уровня
обиды, раздражения, физической агрессии, подозрительности; тревоги.
2. Снижение аддиктивного поведения, ухода от правил поведения, самоповреждающего и
саморазрушающего поведения, делинквентного поведения, агрессивности и насилия.
3. Дать возможность повысить самооценку, осознать собственные чувства и переживания,
сформировать навыки по самоуправлению чувств и эмоций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных по проблеме исследования показал, что зарубежные авторы на
протяжении длительного времени изучают её. В бихевиоризме с этим направлением связаны
5
имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, в психоанализе - учёные Т. Адорно, В. Шутц, в
когнитивной психологии агрессия изучалась С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилдом, в интеракционизме
представлены работы И. Гоффмана, Т. Шибутани.
Отечественная психология исследует проблему на основе изучения общественных и
психологических черт, куда входят потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с
именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. – 344 с.
2. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 2015. – 378 с.
3. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
4. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
5. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. –
132 с.
6. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский
Диа¬лект», 2017. – 211 с.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, -
2017. – 160 с.
9. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
10. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
11. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
12. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
13. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия,
характеристика, классификация М., 2017.
14. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с
несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
15. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности
развития. М., 2016. - 217 с.
16. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков
своего поведения. М., 2015. – 164 с.
6
17. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.:
Фолиум, 2017.
18. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
19. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и
токсикомании у подростков. М., 2015. – 379 с.
20. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань,
2015. – 345 с.
21. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск,
2015. – 198 с.
22. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –
298 с.
23. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
24. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.